ГЛАВНАЯ ГОСТЕВАЯ КНИГА ОБЪЯВЛЕНИЯ ПИСЬМА  

Проект 667А с модификациями

Подводные лодки проекта 667А «Навага
(классификация НАТО – «Yankee»)

1268830136_667a-navaga_1

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

Тип корабля: ПЛАРБ (РПК СН)
Обозначение проекта: 667А «Навага»
Разработчик проекта: ЛПМБ «Рубин»
Главный конструктор: С.Н.Ковалев
Классификация НАТО: «Yankee»
Скорость надводная: 16 узлов
подводная: 28 узлов
Глубина погружения рабочая: 320 м
предельная: 400 м
Автономность плавания: 90 суток

Экипаж: 119 человек (33 офицера, 38 мичманов, 48 матросов)

Размеры

Водоизмещение надводное: 7760 т
подводное: 10100 т
Длина наибольшая: 128 м
Ширина корпуса наибольшая: 11,7 м
Средняя осадка: 7,9 м

Силовая установка

Главная
• 2 водо-водяных реактора ВМ-2-4 (по 89,2 МВт)
• 2 паротурбинных установки ОК-700
• 2 турбозубчатых агрегата ТЗА-635
• 2 турбогенератора

Вспомогательная
• 2 дизель-генератора ДГ-460
• 2 группы АБ по 112 элементов 48-СМ
• 2 гребных ЭД ПГ-153 по 225 КВт

Вооружение

Торпедно-минное вооружение: ТА 4 x 533 мм (16 торпед, из них 2 — с ядерными
зарядами), 2 x 450 мм (4 торпеды)

Ракетное вооружение: ракетный комплекс Д-5, 16 ПУ БРПЛ Р-27 (РСМ-25)

КОНСТРУКЦИЯ

Корпус

Лёгкий корпус имеет обтекаемую форму и выполнен из стали ЮЗ. Прочный корпус имеет форму цилиндра диаметром (max) 9,4 м и выполнен из маломагнитной стали АК-29 толщиной 40 мм. Шпангоуты выполнены из симметричных сварных тавров. Переборки выполнены из стали АК-29 толщиной 12 мм, рассчитаны на давление 10 атмосфер и разделяют прочный корпус на 10 отсеков:

1) торпедный отсек;
2) аккумуляторный отсек, жилые помещения, офицерские каюты, кают-компания;
3) центральный пост, пульт ГЭУ, навигационный комплекс, ЦЭВМ;
4) ракетный отсек, жилые помещения;
5) ракетный отсек, жилые помещения;
6) дизель-генераторный отсек;
7) реакторный отсек;
8) турбинный отсек;
9) турбинный отсек;
10) электродвигательный отсек.

Вооружение

Основным вооружением кораблей проекта 667А является ракетный комплекс Д-5, включающий 16 пусковых установок с баллистическими жидкотопливными ракетами Р-27, имеющими массу по 14.5 тонн и дальность действия 2 400 км. Торпедное вооружение лодок составляют 6 носовых торпедных аппаратов, в том числе 4 калибра 533 мм для стрельбы противокорабельными торпедами и 2 калибра 450 мм для стрельбы противолодочными торпедами. Общий боекомплект составляет 22 торпеды, в том числе две торпеды с ядерными боеголовками. В особых случаях дополнительный торпедный боекомплект может быть принят в помещение переоборудованной офицерской кают-компании.

Радиоэлектронное оснащение

Радиоэлектронное оборудование проекта:

• Боевая информационно-управляющая система «Туча», обеспечивающая применение ракетного и торпедного вооружения;
• Гидроакустический комплекс «Керчь»;
• Радио¬локационный комплекс РЛК-101 «Альбатрос»
и др.

Навигационное оборудование

Первые корабли имели на вооружении навигационный комплекс «Сигма». На кораблях, построенных позже 1972 года, устанавливался комплекс «Тобол».

МОДИФИКАЦИИ

Серия 667А была самой многочисленной среди всех проектов советских атомных подводных лодок и имела большое количество модификаций. Выводимые по договору ОСВ-1 РПК СН использовались в ряде экспериментальных проектов. Из РПК СН вырезались ракетные отсеки, вместо них встраивались новые, спроектированные для использования АПЛ в качестве носителя по соответствующим программам.

Назначение проектов:

• Проект 667АУ «Налим» — установка усовершенствованного ракетного комплекса Д-5У, 9 лодок.
• Проект 667АМ «Навага-М» — модернизация К-140 для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31.
• Проект 667М «Андромеда» — модернизация К-420 для проведения испытаний стратегических сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР «Метеорит-М» с дальностью более 5000 км.
• Проект 667АТ «Груша» — модернизация К-253, К-395, К-423 для использования в качестве носителей дозвуковых стратегических крылатых ракет РК-55 «Гранат», запускаемых из торпедного аппарата. По этому проекту планировалась, но не была проведена модернизация: К-408, К-236, К-399.
• Проект 09774 (667АН) — модернизация К-411 «Оренбург» в носитель сверхмалых подводных лодок, с установкой аппаратуры для проведения научных исследований.
• Проект 667АК «Аксон-1» и Проект 09780 «Аксон-2» — последовательные модернизации К-403 «Казань» для испытания ГАК подводных лодок 3-го и 4-го поколения соответственно.

Проект 667АУ «Налим»
(классификация НАТО – «Yankee I»)

1268831011_667au-nalim_1

10 июня 1971 года вышло постановление правительства, предусматривающее разработку модернизированного комплекса Д-5У с ракетами Р-27У, с увеличенной до 3000 км дальностью. В декабре 1972 года 19-я дивизия получила первый подводный крейсер проекта 667АУ — К-228 с новым усовершенствованным ракетным комплексом Д-5У. Корабль был принят в состав дивизии без подписания Государственного Акта приемки корабля от промышленности в связи с незавершенными испытаниями ракетного комплекса. В ходе отработки комплекса в сентябре 1972 — августе 1973 года были проведены испытания ракеты Р-27У. Все 20 пусков с борта К-228 прошли удачно, в том числе пуски ракет с разделяющейся головной частью. 11 декабря 1973 года Государственный Акт приемки корабля был подписан. 4 января 1974 г комплекс Д-5У был принят на вооружение.

Помимо увеличенной дальности новая ракета Р-27У (SS-N-6 Mod2/3) несла РГЧ «рассеивающего» типа, оснащённую тремя боевыми блоками по 200 кт, без системы индивидуального наведения или обычную моноблочную ГЧ.

Кроме ракетного комплекса Д-5У на подводных крейсерах 667АУ проекта был установлен первый инерциальный навигационный комплекс «Тобол».

В 1972—1983 гг. флот получил ещё восемь РПКСН: К-219, К-245, К-241, К-430, К-426, К-444, К-446 и К-451 «60 лет ВЛКСМ», модернизированных или достроенных по проекту 667АУ.

Проект 667АМ «Навага-М»
(классификация НАТО – «Yankee II»)

1268831260_667am-navaga-m_1

Проект разрабатывался в Ленинградском КБ «Рубин» для проведения испытаний новой твердотопливной ракеты Р-31. Разработка проекта велась под руководством главного конструктора О. Я. Марголина.

Для переоборудования по проекту 667АМ был выделен второй корабль проекта 667А — К-140. Из-за большей массы твердотопливной ракеты число ракетных шахт было сокращено до 12. Увеличилось полное водоизмещение. Внешние отличия заключались в уменьшенной длине и увеличенной высоте кормовой надстройки. Работы по модернизации начались на судоремонтном заводе «Звездочка» в Северодвинске в 1973 году.

Первый пуск Р-31 с борта К-140 состоялся 26 декабря 1976 года из акватории Белого моря.

В середине 1990 года вышел приказ Минобороны об утилизации всех ракет Р-31 методом отстрела. Пуски продолжались с 17 сентября по 1 декабря 1990 года, все они прошли успешно. 17 декабря 1990 года К-140 была отправлена в Северодвинск для утилизации.

Проект 667М «Андромеда»

1268838858_667m-andromeda

В соответствии с постановлением правительства от 9 декабря 1976 года началась разработка нового класса морских стратегических вооружений — сверхзвуковых (М=2,5-3,0) КР «Метеорит-М» с КР ЗМ25 с дальностью более 5 000 км. Дальность КР выбиралась с учетом глубины активной противолодочной обороны США и расположения возможных целей.

Работы велись в КБ В.Н.Челомея, параллельно в СССР велась разработка дозвуковых стратегических крылатых ракет РК-55, предназначенных для запуска из торпедных аппаратов.

Для испытания нового ракетного комплекса в Северодвинске в 1980 — 1985 годах была переоборудована К-420. В ходе модернизации вырезался четвертый и пятый ракетные отсеки, вместо них устанавливалась новая секция из трех отсеков. С каждой стороны ракетных отсеков, между прочным и лёгким корпусом размещалось по 6 контейнеров для сверхзвуковых КР.

Первый пуск КР с борта подводной лодки состоялся в Баренцевом море 26 декабря 1983 года. В 1984 году была проведена серия из 21 испытательного пуска. В начале 1990-х годов работы по проекту были прекращены.

Основные характеристики:

• длина — 152,0 м;
• ширина — 14,7 м;
• осадка-8,7 м;
• водоизмещение надводное — 10500 т;
• водоизмещение подводное — 13600 т;
• подводная скорость — 23 узла;
• надводная скорость — 15 узлов;
• экипаж — 112 человек;
• рабочая глубина погружения — 380 м;
• предельная глубина погружения — 450 м;
• автономность — 70 суток;

Проект 667АТ «Груша»
(классификация НАТО – «Yankee-Notch»)

1268832155_667at-grusha_1

Для дозвуковых стратегических крылатых ракет РК-55 «Гранат» была разработана модификация 667АТ «Груша» на базе подводных лодок 667-го проекта. Лодки проекта 667АТ стали первыми подводными носителями этих КР.

Модернизация проводилась в Северодвинске. У подводных лодок вырезался 5-й (ракетный) отсек и вместо него вваривался новый, в котором располагалось восемь 533 мм торпедных аппаратов. Впервые в отечественном подводном кораблестроении ТА устанавливались под углом, в средней части подлодки.

На корабли устанавливали усовершенствованный навигационный комплекс «Тобол-667АТ». Главная энергетическая установка и общекорабельные системы оставлялись с минимальными изменениями.

Основное вооружение корабля этой модификации составили 32 стратегические КР РК-55 «Гранат», запускаемые из восьми 533-мм ТА, расположенных в 5-м отсеке. Вместо КР ТА могли использоваться для запуска дальноходных торпед.

Основные характеристики:
• длина — 141,7 м;
• ширина — 12,8 м;
• осадка — 7,8 м;
• водоизмещение надводное — 8880 т;
• водоизмещение подводное — 9684 т;
• подводная скорость — 26 узлов;
• надводная скорость — 16 узлов;
• экипаж — 121 человек;
• Основные характеристики РК-55 «Гранат»:
- стартовая масса — 1700 кг;
- длина — 8,09 м;
- диаметр корпуса — 0,51 м;
- ядерная БЧ мощностью 100 кт;
- скорость 880 км/ч;
- максимальная дальность — 2500 км;
- система наведения — инерциальная, с экстремальной корреляцией по рельефу местности.

Характеристики, соответствующие базовому проекту:

• рабочая глубина погружения — 320 м;
• предельная глубина погружения — 400 м;
• автономность — 70 суток;
• Торпедное вооружение первого отсека:
- четыре 533-мм ТА с 12 торпед типа 53-65К и СЭТ-65,
- два 400-мм ТА с боекомплектом 8 торпед СЭТ-73.

Всего по проекту 667АТ были модернизированы три АПЛ проекта 667А:

• К-253 — вступила в строй в 1969 году, модернизация завершена 20 декабря 1988 года;
• К-423 — модернизация завершена в 1986 году;
• К-395 — модернизация завершена в 1991 году;
Все три АПЛ входили в состав Северного флота.

Проект 09774 (667АН)
(классификация НАТО – «Yankee-Strech»)

1268890410_667an-proekt-09774-k-411-orenburg

В 1990 году была завершена модернизация РПК СН К-411 «Оренбург» проекта 667А. В ходе модернизации крейсер был переоборудован в носитель сверхмалых подводных лодок. Были вырезаны ракетные отсеки, вместо них вставлен блок, в котором размещены научно-исследовательская аппаратура и оборудование, каюты и бытовые помещения для экипажа и исследователей. В результате корпус корабля был удлинен до 162,5 м, торпедное вооружение демонтировано не было.

Была существенно увеличена автономность плавания, для этого было предусмотрено размещение большего количества запасов и улучшены условия для жизнедеятельности экипажа и исследователей. Переоборудование осуществлялось МП «Звездочка» в кооперации с ПО «Севмашпредприятие», которое изготовило новый блок корпуса.

Подводную лодку поставили в эллинг МП «Звездочка» в октябре 1983 года, а спустили на воду в июне 1990 года. В 1991 году была принята в состав ВМФ.

Основные характеристики:

• длина — 162,5 м;
• ширина — 11,7 м;
• осадка — 8,3 м;
• водоизмещение нормальное — 8675 т;
• подводная скорость — 27 узлов;
• надводная скорость — 15 узлов;
• экипаж — 106 человек;
• рабочая глубина погружения — 380 м;
• предельная глубина погружения — 450 м;
• автономность — 80 суток;

25 марта 2009 года на утилизируемой атомной подлодке специального назначения БС-411 «Оренбург» загорелись остатки резинового покрытия носовой части корабля.

Проект 667АК «Аксон-1»

1268833043_667ak-proekt-akson-1-ks-403_1

В 1979—1983 годах К-403 была переоборудована в лодку специального назначения по проекту 667АК «Аксон» и использовалась для испытаний гидроакустического комплекса «Скат-3» для АПЛ 3-го поколения.

Проект 09780 «Аксон-2»
(классификация НАТО – «Yankee-Pod»)

1268890499_proekt-09780-akson-2-ks-403-kazan_1

Для испытания ГАК для подводных лодок 4-го поколения в 1985 году в ЦКБМТ «Рубин» был разработан технический проект переоборудования проекта 667А в 09780 «Аксон-2». В 1988 году для уменьшения финансовых затрат был подготовлен скорректированный проект по переоборудованию 667АК КС-403 «Казань» после завершения испытаний по программе «Аксон-1». В 1991 — 1995 годах лодка прошла модернизацию по усовершенствованному проекту «Аксон-2». В 1996 — 2000 годах подводная лодка служила базой для испытаний гидроакустического комплекса для АПЛ 4 поколения. 9 декабря 2005 года спущен Андреевский флаг, передана гражданскому экипажу в ожидании утилизации.

Основные характеристики:

• длина — 151,8 м;
• ширина — 11,7 м;
• осадка — 7,9 м;
• водоизмещение нормальное — 8675 т;
• подводная скорость — 27 узлов;
• надводная скорость — 16 узлов;
• экипаж — 120 человек;
• рабочая глубина погружения — 380 м;
• предельная глубина погружения — 450 м;
• автономность — 100 суток;

«Преемника» для проведения новых испытаний у проекта нет — это связано с отсутствием средств на модернизацию или строительство новой подводной лодки. Завершение эксплуатации КС-403 «Казань» связано с тем, что

«в настоящее время энергоресурс ядерной энергетической установки «Аксона» на исходе, спецификационные сроки службы атомного реактора, корпуса подлодки, основных механизмов, систем автоматики и корабельных кабелей давно истекли. Безаварийная эксплуатация корабля в таком состоянии не может гарантироваться даже при самых «щадящих» режимах его использования…»

В апреле 2009 года с подводной лодки выгружено отработанное ядерное топливо.


k-451.ru © 2010